- Определение темы дистанционного занятия.
- Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
- Цель и задачи занятия (с учётом спортивной специализации учебной группы).
- Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
- Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
- Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающемуся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
- Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
- Разработка, в соответствии с задачами занятия комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, а также контроль выполнения.
- Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
При подготовке и проведению дистанционных занятий дополнительного образования можно использовать следующие виды дистанционных технологий
- Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.
- Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.
- Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по мессенджерам.
- Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
- Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.
- Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов.
- Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.
- Дневник самостоятельных тренировок
Рекомендации по разработке и проведению дистанционного занятия художественной направленности
Материально-технические требования:
- Персональный компьютер (ПК), или: ноутбук планшет с Веб камерой и возможностью выхода в интернет;
- Смартфон с наличием фотоаппарата (фотоаппарат);
- Видео техника (для съемки видео урока);
- Выход в интернет.
Возможные формы взаимодействия с обучающимися:
Взаимодействие с помощью электронной почты — организация общения педагога с семьей обучающихся и с самим обучающимся, где участники ведут переписку друг с другом в удобное для них время. Педагогами, на электронные адреса учащихся направляются информационные материалы, задания. Учащимися педагогу направляются фотоматериалы выполненных заданий.
Как вариант, возможно организация единой электронной почты, которая заводится на группу и служит каналом связи между специалистами, родителями и учениками. Пароль и логин доступны каждому родителю и специалисту группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов (материалы, задания, рекомендации и прочее). Материалы размещенные на диске доступны для просмотра и скачивания.
Взаимодействие с помощью организации группы в социальных сетях — организация общения педагога с обучающимися в установленное время. В данной форме общения ведется диалог между учителем и учениками непосредственно «здесь и сейчас». Данная форма удобна для организации обратной связи ученика с учителем, так как в диалоге можно провести и озвучить анализ выполненных заданий, таким образом обеспечить дух соревнования.
WhatsApp. Индивидуальные занятия, возможно, организовать средствами WhatsApp, где обучение проводится в реальном времени в режиме офлайн. Данная система позволяет вести диалог, беседу с учащимися, проводить опрос, настроить видео изображение ученика/педагога, демонстрировать наглядный материал в цифровом формате, вести переписку.
Виды дистанционных занятий:
- Анонсирующие занятие. Цель — привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
- Вводное занятие. Цель — введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция.
- Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ, WhatsApp.
- Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
- Организация виртуальных выставок и концертов с демонстрацией фото и видео материала выполненных практических заданий.
- Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Проведение занятий дополнительного образования детей технической направленности в дистанционном режиме
Педагогу дополнительного образования необходимо перераспределить программный материал на этапы, т.е. время, отведённое на занятие разделить на чёткие временные отрезки. Правильно спланированное занятие должно содержать в каждом из этапов цель, которая должна сохранять активность учащихся во время обучения в дистанционном режиме, чтобы у них не пропал интерес обучаться в дистанте, поэтому учащиеся должны знать и понимать, что они должны прочно усвоить и что от них требуют.
Учебный материал занятия педагогом может быть распределён следующим образом:
- На теоретическую часть должно быть отведено не более 15 минут (требования СанПиНа). Теоретическая часть может быть организована например, в форме веб-занятия. Для того, чтобы педагог имел возможность контролировать усвоение и понимание учебного материала обучающимися, в течение веб-занятия возможно организовать и провести обмен информацией посредством, например, chat; стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя;
- Практическая часть может быть представлена проектной деятельностью, исследованиями, кейсами.
В ходе проведения занятия в дистанционном режиме предусматривается обратная связь педагога с обучающимся по результатам выполненного задания.
Результат своей деятельности, обучающийся может представить в виде фотографии, видеозаписи, которые может разместить в социальной сети, например «ВКонтакте» или с использованием мессенджеров в Viber, WhatsApp. Кроме этого возможно использование облачных технологий.
В ходе обучения, обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях используется кейс-технология. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним) и отправляются по электронной почте. Для получения обучающимися необходимых консультаций используется также и «голосовая почта».
Алгоритм разработки дистанционного занятия:
- Определение темы дистанционного занятия.
- Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
- Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
- Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
- Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
- Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
- Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
- Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
- Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
- Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного урока.
- На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающегося подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
- Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.
- Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
- Опытная эксплуатация занятия.
- Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
- Проведение занятия.
- Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, так и педагога, осуществляющего дистанционное обучение.
Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
- 1-х классов — 10 мин;
- 2-5-х классов — 15 мин;
- 6-7-х классов — 20 мин;
- 8-9-х классов — 25 мин;
- 10-11-х классов — 30 мин.
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
- ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут;
- работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут;
- выполнение индивидуальных заданий до 10 минут;
- обсуждение результатов занятия до 10 минут.